Радлов Василий Васильевич / Научная деятельность

Материал из Археология Алтая.

Перейти к: навигация, поиск

В.В. Радлов известен не только своими раскопками на Алтае, но и попыт-ками осмыслить полученные результаты исследования. Чтобы создать целостную картину о древней истории Алтая ученый хорошо изучил публикации и архивы своих предшественников: Д.Г. Мессершмидта, Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа, проводивших археологические изыскания в Южной Сибири в XVIII–XIX вв. (Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С., 2000, с. 12). На основании своих полевых исследований на Алтае, в Казахстане, Минусинской котловине и других районах Южной Сибири В.В. Радлов выделил четыре культурно-исторических пе-риода: медно-бронзовый, древнейший железный, новый железный и поздний железный. Берельский и Катандинский курганы он отнес к древнейшему железному периоду (Радлов В.В., 1989, с. 410–449). Несмотря на то, что предло-женная им периодизация археологических памятников близка к широко ис-пользуемой в то время концепции «трех веков» (каменный, бронзовый (медный), железный), тем не менее, это была попытка, используя фактический материал, показать развитие древних культур Сибири (Марсадолов Л.С., 1996а, с. 14). В.В. Радлова можно по праву считать одним из разработчиков комплексного подхода в изучении народов Центральной Азии. Особое внимание исследователя привлекала реконструкция жизнедеятельности древних обществ, о которых нет непосредственных письменных свидетельств. В процессе такой реконструкции ученый кроме археологических данных широко использовал этно-графические, лингвистические, фольклорные источники и китайские хроники. Кроме того, он один из первых показал перспективность использования данных естественных наук при исторических реконструкциях. Для этого по заказу В.В. Радлова ученые осуществили химический анализ железных и медных предметов (наконечников стрел, ножей), обнаруженных им в процессе раскопок (Рад-лов В.В., 1989, с. 465–467). Значительное внимание исследователь уделил изучению результатов сво-их раскопок в Катанде и Берели. Пытаясь реконструировать погребальный обряд древнего населения Горного Алтая, он привлек китайские источники по уйгурам, в которых содержалась информация о погребально-поминальных традициях древних народов Сибири. Ученый указал и на развитость торговых отношений в древности, отметив, что в качестве экспорта племена Алтая поставляли в соседние регионы золото и медь (Радлов В.В., 1989, с. 410–480). Особый интерес представляют выводы В.В. Радлова относительно процессов этнокультурной истории Алтая в раннем железном веке. Он отметил, что Катандинский, Берельский и другие каменные курганы совершенно отличны по своим конструктивным особенностям от погребений «бронзового века». Это, по мнению исследователя, дает основание предположить, что «народ, оставивший курганы, проник с юга на Южный Алтай примерно в начале железного века». Пришлое население распространилось по Алтаю, не доходя, вероятно, до Среднего Иртыша, поскольку в этом районе их памятники не обнаружены (Там же, с. 461–463). Таким образом, В.В. Радлов впервые указал на то, что культура населения Горного Алтая скифского времени (раннего железного века), сформировалась в результате пришлого инокультурного компонента. Позднее, в 40–90-е гг. XX в., это предположение востоковеда будет более детально рассмотрено и обосновано последующими археологами С.И. Руденко (1952, 1953, 1960), Л.С. Марсадоловым (1996а, 2000а), В.А. Могильниковым (1986а–б), П.И. Шульгой (1998а, 1999) и др.


Определенное внимание В.В. Радлов уделил и анализу произведений искусства древних номадов Алтая. В этой связи он указывал, что синкретические образы животных, в том числе и фантастические, связаны с религиозно-мифологическими представлениями кочевников и, возможно, они копировали идолов скотоводов (Радлов В.В., 1989, с. 467–468).


Исследователь обратил внимание на часто встречаемые в курганах раннего железного века сопроводительные захоронения лошадей. Примечательным в этом отношении являлся Берельский курган, где В.В. Радлов обнаружил 16 конских скелетов. Учитывая эти данные, а также наскальные рисунки того времени, на которых изображены исключительно всадники, ученый сделал вывод, что древние племена Алтая были кочевниками. Ведущая роль в хозяйстве отводилась скотоводству, в рамках которого разводились лошади, овцы, козы, крупный рогатый скот и верблюды, а земледелием они занимались так же, как и «...все тюрки-кочевники» (Там же, с. 471–474). Кроме этого, В.В. Радлов (1989, с. 463) указал, что лошадь в то время была уже и признаком социального статуса умершего, поскольку наибольшее число особей захоронено в «более богатых могилах».


Основы комплексного подхода при реконструкции исторического про-шлого, разработанные В.В. Радловым и продемонстрированные им частично на алтайском материале, были позднее восприняты представителями советской археологической науки.