Материал из Археология Алтая.
Радлов Василий Васильевич
(1837–1918)
Фридрих-Вильгельм Радлов родился 5 января (17 января по новому сти-лю) 1837 г. в Берлине в семье чиновника – городского комиссара полиции (Де-мин М.А., 1989, с. 78; Борисенко А.Ю., Худяков Ю.С., 2000, с. 11; Челяева Е.А., 2000, с. 174). После окончания гимназии он в 1854 г. поступил на философский факультет Берлинского университета. Во время обучения уделял большее вни-мание лингвистике. Поэтому будущий ученый два семестра слушал лекции знаменитого фонетика А. Потта в другом немецком университете – в г. Галле (Радлов.., 1917, с. 121–136). Затем Ф.-В. Радлов увлекся востоковедением и стал изучать русский язык, готовясь к поездке в Россию. Его учителями были такие выдающиеся люди: основоположник сравнительного языкознания Франц Бойл, один из создателей урало-алтаистики, известный полиглот-ориенталист – Вильгельм Шотт, основатель теории «психологии народов», знаток китайского языка – Герман Штейнталь, историк и знаменитый географ – Карл Риттер. Со студенческой скамьи Ф.-В. Радлов проникся идеей резидентуры, которую пропагандировал К. Риттер, считавший необходимым длительное пребывание хоро-шо подготовленного специалиста в отдаленном крае с целью его изучения, а также для создания там, в местном культурно-административном центре, «туземного исследовательского общества», подготовки учеников и продолжателей (Жук А.В., 1995а, с. 19–20). Весной 1858 г. Ф.-В. Радлов защитил диссертацию «О влиянии религии на народы Азии», получил в Йене звание доктора философии и летом того же года отправился в Петербург для продолжения научной деятельности (Вайнштейн С.И., 1989, с. 639–641).
В 1859 г. после принятия присяги на подданство России Василия Василь-евича назначают на должность учителя немецкого языка в Барнаульском горном училище. На Алтае исследователь проработал до 1871 г. Именно эти годы определили весь его последующий творческий и жизненный путь. С 1860 г. В.В. Радлов начинает совершать регулярные экспедиции по Алтаю, собирая различные сведения по этнографии, языку, фольклору многих народов, информацию о торговых связях русских с монголами. Финансирование всех полевых работ ученого велось за счет правительственных субсидий.
Результаты своей научной деятельности ученый опубликовал в своих нескольких работах: «Письма с Алтая», «Путешествие через Алтай к Телецкому озеру и Абакану» (1865), «Этнографический обзор тюркских племен Сибири и Монголии» и др.
В 1871 г. В.В. Радлов переехал из Сибири в Казань и занял там должность инспектора татарских, башкирских и казахских школ. Ни продолжателей, ни научного общества, как это рекомендовал К. Риттер, ученый в Барнауле после себя не оставил (Жук А.В., 1995а, с. 20). В 1871 г. В.В. Радлов стал членом-корреспондентом Академии наук (Челяева Е.А., 2000, с. 174). В Казани он написал двухтомный итоговый труд по истории Сибири, опубликованный на немецком языке в 1884 г. Переиздание этой работы состоялось в Лейпциге в 1893 г. В ней автор дал подробное описание своих раскопок с рисунками, а также всесторонне охарактеризовал тюркские народы Сибири, Средней Азии и Казахстана. Издание полного перевода на русский язык этого труда состоялось только в 1989 г. (Радлов В.В., 1989). До этого исследователи использовали дореволюционные публикации (Радлов В.В., 1894, 1895 и др.). В 1896 г. «Сибирские древности» В.В. Радлова перевел с немецкого языка граф А.А. Бобринский.
В 1884 г. В.В. Радлов возвращается в Петербург, где его избирают академиком «по части истории и древностей азиатских народов» (Вайнштейн С.И., 1989, с. 648–650). Здесь он подготавливает другой свой труд по фольклору народов Алтая «Образцы народной литературы тюркских племен» (1866–1987). В Петербурге ученый издает и ряд других фундаментальных работ, в том числе четырехтомный «Опыт словаря тюркских наречий» (1888–1911).
Наряду с научной деятельностью В.В. Радлов активно занимался административной работой. Несколько лет (1885–1890) он являлся директором Азиатского музея, затем (1894–1918) – директором Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого в г. Санкт-Петербурге. Многие годы он был председателем Правления Общества изучения Сибири и улучшения ее быта (Вайнштейн С.И., 1989, с. 651). Умер В.В. Радлов 18 мая 1918 г. Похоронен в Санкт-Петербурге.
В течение ряда лет (1862, 1863, 1865 и 1866) В.В. Радлов по поручению Императорской Археологической комиссии проводил археологические изыска-ния на Алтае, в ходе которых им было раскопано свыше ста различных памят-ников (около 70 на Алтае и в Минусинской котловине; 26 – в Барабинской степи) (Вайнштейн С.И., 1989, с. 671). Надо отметить, что для своего времени рас-копки В.В. Радлова были произведены на достаточно высоком уровне. Правда, некоторые из раскопанных ученым курганов были переисследованы спустя несколько десятилетий советскими археологами. Так, в 1865 г. В.В. Радлов вскрыл Катандинский и Берельский курганы (Радлов В.В., 1989), позднее отне-сенные к кругу памятников пазырыкской культуры. В 1926 г. профессор А.А. Захаров (1926) опубликовал материалы раскопок в Катанде, а еще через два го-да издал находки из Берельского кургана (Марсадолов Л.С., 1996а, с. 19). Уже в советское время в 1954 г. А.А. Гаврилова в составе Горно-Алтайской экспедиции ИИМК и Государственного Эрмитажа под общим руководством С.И. Руденко закончила повторное исследование Катандинского кургана. В результате удалось обнаружить захоронения 22 лошадей, не выявленные в свое время В.В. Радловым (Гаврилова А.А., 1957). В 1959 г. Южно-Алтайской археологической экспедицией Государственного Эрмитажа под руководством С.С. Сорокина (1969б) был доисследован Берельский курган.
Наиболее полная информация о раскопках В.В. Радлова Берельского и Катандинского курганов в Горном Алтае содержится в главе «Сибирские древности» его труда «Из Сибири» (Радлов В.В., 1989).