Музей археологии и этнографии Алтая / Экспозиция музея / железа

Материал из Археология Алтая.

Перейти к: навигация, поиск
Бронзовый котел
Увеличить
Бронзовый котел

С VIII в. до н.э. на огромных пространствах степей и лесостепей Евразии от Причерноморья до Енисея начал складываться своеобразный и удивительный мир кочевых и полукочевых цивилизаций, который получил у историков наименование скифо-сибирского. Несмотря на региональные отличия отдельных культур, у них было много общего и прежде всего знаменитая "скифская триада": конская сбруя, оружие и скифо-сибирский звериный стиль. Расцвет скифского мира был связан с еще одним выдающимся достижением человечества – началом употребления железа, впервые появившегося VIII в- до н.э. и широко распространившегося в VI-V вв. до н.э. Роль железа в истории человеческого общества трудно переоценить. Железные орудия труда и оружие резко ускорили процесс развития хозяйства и социальных отношений.

В ранний железный век на территории предгорного и лесостепного Алтая наиболее изученными являются три культуры: быстрянская, староалейская и каменская культуры.

Бронзовый котел
Увеличить
Бронзовый котел

Староалейские племена занимали участок Верхнего Приобья протяженностью около 250 км, от устьев Ануя и Чемровки на юге до устьев Чумыша и Ини на севере. В настоящее время это наиболее изученная культура Предалтайской равнины: раскопано около 10 могильников ( Фирсово 11, 14, Обские Плесы 2, Староалейка 2, Новоалтайский, Усть-Иштовка 1 и др.), а также имеются материалы с сотни поселений как многослойных, так и однослойных (Костенкова Избушка на Иткуле, Фирсово 4, 17, Чудацкая Гора в устье Касмалы, Ближние Елбаны 1 в устье р.Болыная Речка, Фирсово 10, Дмитриевская Грива и т.д.).


В раскопанных могилах (около 250) отмечается устойчивый погребальный обряд от второй половины VI в. до н.э. до II в. до н.э. Умершие уложены вытянуто на спине головой на юго-запад (иногда с небольшим отклонениями). Погребения образуют ряды, вытянутые с юго-востока на северо-запад. Внутри ям устанавливалась прямоугольная рама из брусьев или горбылей, сверху на нее укладывались поперечные и продольные плахи. Кроме оружия, в курганах встречаются орудия труда из бронзы: ножи, шилья, булавки.

Бронзовый котел из могильника Усть-Васиха- 1, вероятно принадлежащий к староалейской культуре, был обнаружен в конце 70-х гг. П.Ф. Рыженко вместе с черепом человека в осыпи мыса, образованного левобережьем р. Васиха и левым бортом р. Чумыш. Видимо, в начале мыса находился одиночный курган раннего железного века. Котел немного поврежден (смят), видимо, при сползании в р. Васиху, так как найден уже частично погруженным в ее аллювий. Изделие отлито в двух формах - отдельно поддон с тремя «поддерживающими» ребрами жесткости и тулово вместе с ручками. По-видимому, модели ручек изготовлены отдельно от модели тулова, так как создается ощущение их «врезанности» в край котла. Фиксируется девять заплаток снаружи изделия и шести изнутри. Внешний вид заплаток, часто с выступающими стерженьками и трубочками, напоминает раскованные поясные бляхи или иные изделия. Рукояти котла имеют грибовидные навершия и слегка наклонены вовнутрь котла. Снаружи плоскости ручек украшены двумя, желобками, образующими три валика-ребра. Подобным образом оформлена и ножка навершия.


Бронзовый котел из могильника Усть-Шамониха-3. был случайно найден в конце 70-х гг. на правом берегу р. Шамониха в ее устьевой зоне. Не исключено то, что и в данном случае находка связана с разрушенным оврагом погребением, аналогичным Усть-Васихе-1. Котел сварен из трех частей, отлитых раздельно: поддон, тулово и две ручки без наверший и других украшений. Ручки приварены к тулову котла снаружи. В целом котел гораздо меньше васихинского и выглядит массивнее и новее.