Музей археологии и этнографии Алтая / Экспозиция музея / Инвентарь погребений эпохи средневековья
Материал из Археология Алтая.
С начала XIII в. н.э. народы Центральной Азии объединяются под властью монголов. В 1207 г. монгольская армия под командованием сына Чингисхана, обрушилась на племена Саяно-Алтайского нагорья. Горный Алтай, Тува и Минусинская котловина были включены в состав улуса Джучи, столица которого находилась на Иртыше.
Лесостепной Алтай после 1207 г. также был завоеван монголами и вошел во владения улуса Джучи. Иноземное влияние привело к изменению культуры, а возможно и состава населения. Земли лесостепного Алтая остались за улусом Джучи, позднее переименованном в Золотую Орду. Памятники данного периода локализуются в основном на территории Барнаульско – Бийского Приобья. Несмотря на то, что их известно уже не мало, археологической культуры пока не выделено. Изучены только могильники.
Памятник был открыт Л.П. Уманским. в 1956 г. Этот могильник неоднократно обследовался сотрудниками экспедиций Барнаульского пединститута и Алтайского госуниверситета с 1972 по 1996 гг. (Шамшин А.Б, Уманский А.П., Казаков А.А., Тишкин А.А., Горбунов В.В., и др.).
С учетом обозначения жителями ближайших деревень урочища и спуска в пойму реки рассматриваемый объект стал указываться исследователями как Телеутский Взвоз-I. Разновременный археологический комплекс Телеутский Взвоз-I находится на высоком, разрушающемся мысу левого коренного берега Оби. Часть территории памятника уничтожена в результате постоянного и интенсивного подмыва Обью левого берега. К настоящему времени некоторые раскопы уже поглощены обвалами.
Сложившаяся ситуация относительно памятника Телеутский Взвоз-I была охарактеризована как аварийная. Поэтому в течение ряда лет там осуществлялись систематические раскопки.
Почти все вещественные находки из средневековых объектов Телеутского Взвоза-I происходят из могил. Несмотря на небольшое число исследованных погребений и на то, что все они оказались подвергнуты ограблению, получена достаточно представительная серия предметов, изготовленных из самых различных материалов: железо, береста, кость, рог, бронза, серебро, стекло, камень, кожа, ткань (в том числе шелк), войлок и дерево. Значительная часть находок сохранилась фрагментарно, что связано как с условиями сохранности материалов, так и с повреждением изделий при ограблении. Однако реставрационные работы, особенно с предметами из железа, позволили выявить форму и назначение многих из них.
Роговые накладки на луку седла по своей форме делятся на несколько типов. Первый тип – это зооморфные накладки с силуэтом антилопы. Они сделаны из верхней части рога и крепились к луке двумя гвоздиками, на которых сохранились следы дерева. Второй тип – это орнаментированные накладки в форме полумесяца. Они сделаны из рога и крепились к луке одним гвоздиком, на котором сохранились следы дерева. Следующий тип – это накладки неравной 8-видной формы с двумя маленькими и четырьмя большими отверстиями. По центральной оси они имеют по две прорезных линии, заканчивающихся острыми выступами. Последний тип – это накладка круглой формы, с рельефным валиком на тыльной стороне. Имеет один гвоздик для крепления с остатками дерева. Предметы от седельных наборов с Телеутского Взвоза-I позволяют реконструировать их расположение на седле.
Детали одежды представлены поясными и портупейными пряжками, нашивными бляхами, навершиями головных уборов, нашивками из бересты и органическими остатками от костюма и обуви из кожи, ткани и войлока.
Интересны берестяные навершия головных уборов. Они сделаны из двух листов и включают две детали: цилиндрическую втулку и раструб, которые имеют многочисленные отверстия от сшивания бересты и прикрепления на каркас облицовочного материала. Данные предметы могут быть отождествлены с монгольским головным убором типа «бокка», известным по описаниям китайских и европейских дипломатов, посещавших Монголию в 30—50-е гг. XIII в. н.э.Железные удила имеют крюковые окончания звеньев, причем внешние их части немного крупнее. Железные удила с крюковыми окончаниями звеньев известны в Евразии с 1-й половины I тыс. до н.э. Они фиксируются в погребениях скифов и близких к ним племен Восточной Европы. В последние века до нашей эры подобные изделия широко применяются населением восточной части Евразийских степей. На территории Лесостепного Алтая крюковые удила встречаются в ранних памятниках одинцовской культуры середины IV—V вв. н.э. и памятниках сросткинской культуры в Х – XII вв. н.э. Наибольшее распространение они получают в памятниках монгольского времени, окончательно вытесняя другие формы и конструкции.
Металлическое зеркало зафиксировано в виде обломка целого изделия, первоначальный диаметр которого был не менее 9 см. Лицевая сторона зеркала гладкая, тыльная — рельефная. Имеется выделенный тонкий бортик. Орнаментальное поле составляют два круга, из которых крайний обозначен двумя валиками, а центральный — одним. Во внешнем круге располагаются чередующиеся изображения округлых и шестиугольных «с отростками» фигур, в центре которых поставлены выпуклые «точки». В центральном круге изображено по четыре таких же фигуры, но более крупных и без «точек». Из них шестиугольные фигуры своими «отростками» образуют восьмиконечную звезду. Округлые фигуры — это по существу сильно загнутые дуги, «подвешенные» к валикам. Во внешнем круге они «подвешены» поочередно к разным валикам.
Деревянный гребень снабжен зубьями, расположенными с двух торцов. На обеих сторонах гребня имеется орнамент «циркульного» типа из нескольких кругов и одной точки.