Музей археологии и этнографии Алтая / Словарь

Материал из Археология Алтая.

Перейти к: навигация, поиск

Антропогенез — учение о происхождении и развитии человека.

Антропоморфный (букв. человекообразный) — изображение каких-либо существ или животных, передающих форму человека.

Артефакт — созданный человеком предмет, вещь.

Архантроп — древнейший предок человека (древнейшие гоминиды —питекантропы, синантропы).

Археологические находки — особая группа музейных предметов — памятники материальной культуры, искусства, а в отдельных случаях и письменности, остатки животных и растений, найденные в процессе раскопок, разведок или сборов, а также случайные находки, сделанные в земле и относящиеся ко времени до начала XVIII в.

Археологические раскопки музея — одна из форм полевой работы по комплектованию материалов, относящихся к периоду от каменного века до позднего средневековья включительно. Производятся на основании открытого листа — специального разрешения, выдаваемого институтами археологии Академии наук СО РАН. Археологические раскопки ведутся археологами музея или сотрудниками других научно-исследовательских учреждений в ходе совместных с музеем экспедиций. В случае проведения совместных работ, материалы раскопок после изучения и обработки передаются вместе с полевой документацией и экземпляром отчета в музей, принимавший участие в археологических раскопках.

Археологический комплекс — совокупность археологических объектов. Археологические комплексы бывают открытые и закрытые. В закрытый комплекс вещи попадают одновременно (клады, инвентарь погребений, вещи из неожиданно разрушенного жилища). Открытые комплексы формируются в течение длительного отрезка времени.

Археология — наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Слово «археология» впервые употреблено Платоном в значении «история прошедших времен». После Платона термин «археология» употребляет знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений. В предисловии к нему Дионисий так определяет задачи и предмет Археологии: «Я начинаю мою историю древнейшими сказаниями, которые мои предшественники пропускали, потому что им было очень трудно их отыскивать. Я веду свой рассказ до начала первой Пунической войны, которая случилась в третий год 128 олимпиады. Я рассказываю, равным образом, о всех войнах и междоусобиях, которые вел римский народ. Я сообщаю также о всех формах государственного устройства и управления, которые государство имело при царях и по уничтожении монархии. Я привожу большое собрание нравов и обычаев и знаменитейшие законы и представляю в кратком обозрении всю старую государственную жизнь».

Бронзовый век – один из трех веков общей археологической периодизации (каменный, бронзовый и железный века). Эпоха распространения бронзы (сплав меди и олова в соотношении 9:1). В сравнении с медью бронза плавится при более низкой температуре, дает меньше трещин при плавлении, и главное - орудия из нее более твердые и прочные, чем медные. Литье бронзовых орудий требовало редко встречающегося олова, что привело к развитию торговли оловом и распространению технических новинок и знаний. На Ближнем и Среднем Востоке III тыс. до н.э., в Европе - II тыс. до н.э. Б. в. следует за энеолитом и предшествует железному веку.

Венчик – верхний край сосуда, по форме различный: прямой, отогнутый, валиковый и т.д.

Вещественные источники - тип музейных предметов. Представляют собой рукотворные предметы утилитарного назначения. Виды В.и. подразделяются по материалу изготовления (металл, дерево, стекло, ткани и т.д.) и функциональному назначению (нумизматика, оружие, мебель и т.д.).

Произведения искусства - всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции.

Височное кольцо — украшения над висками, разнообразные по форме. Крепились к волосам, а также на лентах, шнурах, опоясывающих голову.

Впускное погребение — совершенное в насыпи уже существовавшего кургана.

Вотивный предмет — сделанный специально для погребенного, положенный с погребенным.

Галечная техника — древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из галек путем отбивки кусков камня с поверхности.

Гарпун — метательное орудие из кости или металла, наконечник имеет зазубрины с одной или с двух сторон.

Галечные орудия — наиболее ранний и примитивный тип орудий. Сделаны из гальки техникой скола.

Горловина сосуда — верхняя часть сосуда с венчиком и шейкой.

Гривна — шейное украшение из металла в виде обруча, гладкого или крученого.

Грунтовая могила — могильная яма, вырытая в материке, овальной, четырехугольной или квадратной в плане формы.

Датировка – один из важнейших элементов атрибуции музейного предмета; определение времени его создания или бытования.

Диадема — головной убор в виде повязки, полосы из кожи с украшениями; корона, изготовленная из драгоценного металла.

Дольмен — (от бретонского «tol» — стол, «men» — камень), погребальное сооружение эпохи бронзы и раннего железа, представляющие собой большое сооружение из крупных (до 2—3 м) камней, напоминающие ящик, перекрытый сверху плоской каменной плитой.

Доместикация — приручение, одомашнивание диких животных.

Дротик — короткое метательное копье; состоит из каменного, костяного, металлического наконечника, насаженного на древко.

Железный век – период, следующий за бронзовым веком. В разных странах начинается в разное время. В некоторых регионах, например в Африке, железо стало первым металлом, и потому бронзовый век там практически отсутствовал. В Америке Ж. в. появляется лишь с прибытием европейцев. На большей части Азии Ж. в. совпадает с историческим периодом. В Европе Ж. в. начинается с конца II тыс. до н.э.

Жертвенник — сооружение из камней, дерна, дерева, где приносились жертвы. В археологии жертвенники всегда связаны с природой или погребальными комплексами.

Зернотерка — приспособление для ручного помола зерна. Состоит из двух камней: куранта — неподвижной части и терочника.

Звериный стиль — стилизованное изображение отдельных животных —оленей, баранов, хищников, в основном из семейства кошачьих.

Зооморфный — стилизованный под животное, часто определенного вида.

Идол — каменная или деревянная фигура, изображающая духа, мифологического или эпического персонажа героя.

Ингумация — захоронение умершего в яме, склепе.

Инкрустация — украшение изделий путем вставок из другого материала (перламутра, мрамора, дерева и пр.) или драгоценных камней.

Каменный век – первый период истории человечества, занимающий 2,6 млн. лет. Металл не был известен, и орудия изготовлялись из камня, дерева и кости. Подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит).

Камера погребальная — помещение для погребения со стенами, укрепленными деревянным срубом или каменными плитами.

Кенотаф — (греч. «kenotaphion» — пустая могила) – ложное погребение, не содержавшее тела или праха умершего.

Керамика — общее название всех видов изделий из обожженной глины. По функциональному назначению она делится на производственную (тигли, льячки), бытовую и ритуальную. Различают легшую керамику, сделанную от руки, гончарную.

Клад – намеренно спрятанные, чаще всего зарытые в землю вещи: орудия, оружие, украшения, монеты.

Коллекция музейная — часть предметов основного фонда, представляющая собой группу музейных предметов, сформированную по одному или нескольким признакам (по типам источников, происхождению, функциональному назначению и т.д.).

Колчан — футляр для стрел, изготовленный из дерева, кожи, бересты или металла.

Комплекс — в археологии группа предметов, обнаруженных вместе.

Копия (от copie — множить) — предмет, создаваемый с целью имитации или замены другого предмета, который является по отношению к копии подлинником.

Копье — колющее или метательное оружие, состоит из древка и наконечника из камня или металла.

Кострище — место большого скопления костей, обычно на жертвенниках или в хозяйственных отбросах. Типично для культур лесной зоны эпохи железного века и средневековья.

Кремация— сжигание тела умершего, трупосожжение.

Кромлех (бретон. «krom» — круг, «lech» — камень) – отдельно стоящие крупные камни в комплексе образующие круг.

Культурный слой — слой земли, образованный в результате жизнедеятельности людей. Включает остатки жилых и хозяйственных строений, предметы, отбросы. Слои различаются между собой по насыщенности и размерам. Содержат археологическую и хронологическую информацию.

Курган — надмогильное сооружение из земли, дерна или камней. По размерам курганы бывают большими (до 60—70 м в диаметре и до 8— 10 м высотой) и малыми (5—6 м в диаметре и 0,3—0,5 м высотой), а по составу — каменные, земляные, каменно-земляные.

Курильница —изделие из камня или керамики для горящих углей, благовоний, небольших жертвоприношений.

Личина — схематичное изображение маски или человеческого стилизованного лица.

Макет — объемное воспроизведение объекта, который, как правило, не может быть помещен в музейную экспозицию по той или иной причине (является действующим объектом, крупногабаритным объектом, утрачен и т.п.). Макет выполняется в определенном масштабе и воспроизводит подлинник с некоторой долей условности.

Макролиты — крупные грубо оббитые каменные орудия.

Мегалиты — древние сооружения из больших каменных блоков.

Мезолит – переходная эпоха между палеолитом и неолитом (между XII и VI тыс. до н.э.). В эпоху мезолита складывается техника микролитов, появляются составные орудия (древко из дерева или кости, лезвие из кремневых острых ножевидных пластин), жатвенные ножи с кремневыми вкладышами, позволившие ускорить сбор диких злаков и переход к земледелию. Появляются первые механизмы, в том числе лук и стрелы, позволившие сделать охоту более эффективной. В мезолит были одомашнены первые животные. Окончательно вымирает мамонтовый комплекс животных и складывается современный животный мир.

Менгиры (бретон. «men» — камень, «hir» — длинный) – вертикально поставленные продолговатые каменные плиты, иногда украшенные какими-то узорами и изображениями, образующие ряды, иногда параллельные, длиной в несколько сотен метров или несколько километров («аллеи менгиров»). Связаны с погребальными, культовыми комплексами.

Меч — холодное колюще-рубящее оружие с обоюдоострым клинком.

Микролиты — мелкие каменные пластинки, как правило, в форме трапеции, сегмента, треугольника и др.; часто использовались как наконечники стрел и вкладыши в составных орудиях.

Могила — место для погребения умерших: яма в грунте, яма, оборудованная деревянным срубом, выложенная камнем, и сооружение над ней типа кургана.

Могильник — комплекс погребений. Выделяют могильники курганные, грунтовые, склеповые, мавзолеи.

Мотыга — ручное орудие, состоящее из рукоятки и прикрепленного к ней каменного, костяного или металлического клина для рыхления земли.

Музей археологический — музеи исторического профиля, собрания которых документируют древнюю и средневековую историю человеческого общества. К археологическим музеям относятся и музеи, созданные на территории археологических раскопок с выдающимися по научному и художественному значению памятниками. Такие музеи могут быть объявлены историко-культурными музеями — заповедниками.

Музей — научно-исследовательское и культурно-просветительное учреждение, которое в соответствии со своими функциями осуществляет комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории и культуры и природных объектов. В своей совокупности музеи образуют особую сферу культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности и объекты природы. В работе музеев органически сочетаются научные методы и средства художественного выражения. Музеи различаются по профилям, составу музейного собрания, диапазону деятельности, ведомственному подчинению. Музей - это средство сохранения, презентации и трансляции исторического, культурного и природного наследия. Музей, как и любой социальный институт, в ходе исторического развития претерпел определенные трансформации. За более чем два тысячелетия существования музея как социального института изменилось его понимание и использование. Однако фундаментальное его общественное назначение не изменилось и, видимо, останется определяющим его сущность в обозримом будущем - это сохранять, презентовать и транслировать из прошлого в будущее главные ценности и достижения, соответствующие аксиологическим представлениям своего времени.

Музейный предмет — предмет, имеющий установленную ценность (научную, историческую, художественную) и музейное значение, изъятый из среды бытования, научно и технически обработанный и включенный в состав музейного собрания.

Неолитическая революция – переход человечества от существования за счет охоты и собирательства к жизни за счет сельского хозяйства. Толчком к переходу, видимо, послужил резкий подъем температуры на планете между XI и IX тыс. до н.э. Именно в это время на с. Европы стал быстро таять ледник, а здесь - в горах между Ю. Прикаспием и Закавказьем - стали выгорать травы. Пищи для скота стало мало. Часть его уходила на с. вдоль Каспия, другая часть сосредоточивалась вокруг источников, в "оазисах" (Иерихон), третья бродила в истощении вокруг стоянки человека, питаясь его объедками. Человеку пришлось заботиться о сохранении уменьшающихся запасов природной пищи и научиться возделывать злаковые и выращивать скот в неволе.

Ножевидные пластины — кремневые удлиненные пластины, полученные скалыванием с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками для изготовления орудий, вкладышами. Обрабатывались вторично отжимной ретушью. Характерны для верхнего палеолита и мезолита.

Нуклеус — (букв, ядро, сердцевина) — специально обработанный камень, заготовка, с которой скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы — дисковидные (овальные), затем пирамидальные (эпоха мустье), карандашевидные (мезолит), призматические (верхний палеолит).

Остеологический материал — костный материал скелетов животных.

Отбойник — камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.

Отжимная ретушь — техника обработки каменных орудий, при которой мелкие чешуйки отделялись при помощи костяных или каменных инструментов. Обычно встречается на ножевидных пластинах, наконечниках стрел и копий, проколках.

Отщеп — осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.

Палеолит – древнекаменный век. Самый длительный период истории человечества. Начался 2,6 млн. лет назад и закончился ок. 11-12 тыс. лет назад.

Памятник — предметный результат человеческой деятельности, отражающий культуру и историю своей эпохи или объект природы, рассматриваемый как ценность. Статус памятника выявляется при определении его научного, художественного, исторического и мемориального значения. Памятники подлежат учету, охране и изучению.

Памятник археологии — памятник истории и культуры, представляющий собой остатки древнего поселения, могильника, культурного, оборонительного или иного сооружения. Памятник археологии изучаются в ходе раскопок и наблюдений при помощи специальной археологической методики. Для музеев памятник археологии являются важнейшим источником комплектования материалов по древнейшей истории. При музеефикации памятник археологии становится объектом музейного показа. В ряде случаев к памятникам археологии относят от¬дельные древние предметы — археологические находки.

Петроглифы — рисунки, изображения на каменных плитах, скалах, более правильный термин —наскальное искусство.

Погребальное сооружение — сооружение типа дольмена, кургана, камеры, и т.д., предназначенное для погребения.

Пластина ножевидная — длинный отщеп с параллельными краями, отщепленный от специально подготовленного нуклеуса. Она может быть орудием сама или служить заготовкой для другого орудия (например, резца или скребка). Появляются в начале верхнего палеолита.

Погребальный инвентарь — помещенные в могилу предметы, предусмотренные погребальным обрядом.

Погребальный обряд — действия, совершаемые над умершим человеком во время его погребения.

Погребение — обряд захоронения умершего человека. Выделяют два способа захоронения: кремацию (трупосожжение) и ингумацию (трупоположение). Хоронить могли в земле, на поверхности, на помостах, на деревьях, в скалах и т.п. Покойника хоронили на спине, на боку, в скорченном положении. Погребение появилось в мустьерскую эпоху.

Поселение — место проживания группы людей. Они бывают постоянные и временные, открытые (селища, стоянки) и укрепленные (городища).

Раритет — предмет, ценность которого определяется в первую очередь его редкостью. В современном музееведении термин "раритет" употребляется главным образом для обозначения предметов, существующих только в нескольких экземплярах (например, первопечатные книги). В отличие от типового предмета, существующего в единственном числе — уникума.

Реставрация (от лат. restauratio — восстановление) — комплекс мероприятий, направленный на сохранение историко-культурного или природного объекта или произведения искусства, выявление его художественной, научной или историко-культурной ценности.

Ритуал — совокупность действий, обрядов, связанных с погребением, принесением жертвы, праздниками и пр.

Рубило — универсальное ударно-рубящее орудие, обработанное с двух сторон (бифас). Распространено в раннем палеолите.

Свастика — знак, в основе которого крест с загнутыми в одном направлении концами. Распространен в Евразии с энеолита-бронзы, один из символов солнца, происхождение связывают с индоариями.

Святилище — место совершения культовых обрядов, поклонения духам, божествам, то же что и капище.

Селище — неукрепленное долговременное поселение.

Семантика — в археологии смысловая сторона рисунка, изображения, знака.

Скребло — каменное орудие, наиболее распространенное в мустьерскую эпоху. Могло служить в качестве ножа или скребка.

Собрание музейное — совокупность музейных предметов основного фонда, а также материалов научно-вспомогательного, библиотечного, архивного фондов, научно сформированная и обработанная.

Солярный знак — символ солнца, круг, спираль, свастика.

Составные орудия — орудия, состоящие из основы (кость, дерево) и вкладышей — каменных пластин, которые крепились в продольном разрезе основы. Так получались составные ножи, кинжалы, наконечники копий.

Стела — вертикальный камень или вертикально поставленная плита, часто украшенная резьбой или надписями.

Стоянка — временное поселение.

Стратиграфия — в археологии изучение залегания слоев, напластований человеческой деятельности на поселениях и других археологических объектах.

Стрела — метательный снаряд для стрельбы из лука. Состоит из каменного, костного, металлического наконечника и деревянного древка.

Стремя — приспособление для упора ноги всадника при верховой езде. Стремена делали из кожи, дерева, кости, металла.

Терракота — (букв, обожженная глина) — неглазурованные керамические изделия: сосуды, мелкая пластика, пряслица, грузики ткацких станков, сетей, урны.

Трепанация — вскрытие черепа человека или животного, возможно, с ритуальной целью, в древности.

Тулово сосуда — основная часть сосуда, имевшая овальную, круглую, яйцевидную, кубковидную или другие формы.

Ударная площадка — поверхность на каменном нуклеусе, по которой наносился удар для получения отщепа или пластины. Площадка подготавливается снятием одного или нескольких сколов или отщепов.

Удила — деталь конской сбруи, вставляются в рот животного, предназначены для управления конем. Известны сухожильные, бронзовые, железные удила. Состояли из одного или двух звеньев.

Урна — крупный сосуд без ручек, использовавшийся при погребении праха по обряду кремации.

Фонды музея — часть музейного собрания, представляющая собой совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

Царские курганы — большие по размерам насыпи, архитектурные сооружения из земли, дерна, камня, дерева степной Евразии эпохи бронзы и раннего железа. Под ними расположены обширные погребальные камеры, погребенные в которых отмечены богатством убранства, золотыми предметами.

Чеканка — рельефное изображение на листовом металле, нанесенное ударами заостренного предмета.

Чоппинг — крупное каменное орудие из гальки, обработанное несколькими ударами с двух сторон. Рабочий край имел вид ломаной линии.

Шлем — головной убор воина. Были двух видов: открытые — без забрала, закрытые — с забралом, защищающим лицо от удара.

Шлифование — обработка поверхности и лезвия каменных топоров, тесел с помощью абразивных камней, песка.

Экспозиция - (лат. "expositio") — выставлять и означает в широком смысле любую совокупность предметов, специально выставленных для обозрения. Наиболее раннее определение музейной экспозиции — часть музейного собрания, выставленная для обозрения. Современное музееведение под музейной экспозицией понимает целостную предметно-пространственную систему, в которой музейные предметы и другие экспозиционные материалы объединены концептуальным (научным и художественным) замыслом. Музейная экспозиция — основная форма музейной коммуникации. Музейные экспозиции принято подразделять на постоянные (стационарные) и временные; временные экспозиции называются выставки.

Экспозиционная работа - одно из направлений музейной деятельности, основное содержание которого заключается в проектировании экспозиции, монтаже и демонтаже экспозиций, проведении реэкспозиции, наблюдении за состоянием экспозиции, ведении текущей экспозиционной документации.

Экспонат — предмет, выставленный для обозрения. К экспонатам относятся помещенные на экспозицию музейные предметы, воспроизведения, научно-вспомогательные материалы.